Виртуальный музей
Афганской войны 1979-1989 гг.
Главная Афганистан 1365г. СССР 1979-1989гг. РСВА создание Книга памяти Памяти павших Во имя живых Наше творчество Вооружение Партнеры Контакты Книга посещений

Про Афганистан: земля, люди, история


Про географию

Есть в Центральной Азии такая страна — Афганистан. На севере Афганистан граничит с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, на востоке и юге — с Пакистаном, на западе — с Ираном. Страна большая, общая площадь 652,2 тысячи квадратных километров. Для сравнения: общая площадь самого большого европейского государства — Франции — 547 тысяч квадратных километров.

Однако, в отличие от Франции, с ее мягким, благодатным климатом, большая часть территории Афганистана непригодна для жизни. Речь не о том, что французы, попадая в Афганистан, немедленно умирают. Речь о том, что жить в Афганистане продолжительное время, удовлетворяя элементарные нужды и потребности, французу и любому другому жителю средних широт будет затруднительно. Под элементарными нуждами понимаются: еда, вода и воздух.

Большую часть территории страны занимают заоблачные, покрытые вечными снегами горы. В горах есть: холод, снег, камни и разреженный воздух. На холодных камнях почти ничего не растет, а это значит, что там почти никто не живет. Дышать разреженным воздухом крайне затруднительно, любая физическая активность, например, такая как ходьба, превращается в серьезное испытание.

Горы приятно разнообразятся каменистыми пустынями. Пустыни зимой холодные и пыльные, а летом пыльные и знойные. Вода в виде осадков в пустынях — за праздник; поэтому, как и в горах, в пустынях почти ничего не растет и почти никто не живет. Дышать в пустыне тяжело — дующий большую часть года ветер, так называемый «афганец», поднимает тучи мелкой пыли. Пыль, как известно, для дыхания малополезна.

Как ясно из написанного выше — жизнь в Афганистане не сахар. Тем не менее люди в Афганистане живут.

Про население

Как живут люди в Афганистане? Живут они так, как диктует им суровый климат и не менее суровое географическое положение — у подножий гор, в долинах. Там, где есть хоть какая-то защита от ветра и палящего солнца, там, где есть хоть какая-то вода. Мест, в которых всех благ в достатке, — немного, поэтому многим жителям приходится мириться либо с палящим солнцем, либо с пронзительным ветром, либо с недостатком воды.

Небольшие населенные пункты типа кишлак связывают горные тропы. Несколько крупных населенных пунктов типа город связывают дороги. Дороги по горам прокладывать не принято, а горы вокруг сплошные, поэтому дорог в Афганистане мало. Например, южные районы страны с северными соединяет одна-единственная дорога. Даже эта дорога появилась, по историческим меркам, недавно. И для того, чтобы она появилась, пришлось прокладывать длинный туннель через горы — иначе не получалось никак.

Афганистан — страна многонациональная. На севере проживают таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы. На юге и юго-востоке этническое большинство — пуштуны. Их в Афганистане около 50% от общего населения.

Особой дружбы между народами не наблюдается. Наоборот, между народами постоянно наблюдается неприязнь, часто переходящая в вооруженные столкновения. Впрочем, национальность не является определяющим фактором — особенно ярко это выражается у пуштунов, которые часто воюют с другими пуштунами.

Строго говоря, называть людей, проживающих в Афганистане, народом — не совсем верно. Народу, в общепринятом смысле этого слова, присуще так называемое национальное самосознание, у народа есть национальные интересы. Самосознание у большинства жителей Афганистана — племенное: тот, кто живет в моем кишлаке, — мне друг или просто родственник; тот, кто живет в другом, — уже нет. Как мы уже знаем, всего того, что делает жизнь человека сносной, в Афганистане мало — воюют все со всеми.

На первый взгляд, единственное, что признают все жители страны — это ислам. Но это только на первый взгляд, потому что ислам бывает разный. И каждый приверженец того или иного течения считает, что именно тот ислам, который исповедует он, — самый правильный. В Афганистане есть сунниты, есть шииты. И любви между ними нет. В последние пару десятков лет особой популярностью среди афганского населения пользуется еще одна интересная версия ислама — так называемый салафизм. По мнению движения «Талибан», именно эта версия — единственно правильная. Кстати, разновидностью салафизма является ваххабизм.

1440066084

Воин гор

Основное занятие жителей Афганистана — сельское хозяйство и отгонное животноводство. Методы хозяйствования те же, что и тысячу лет назад: соха для земли и хворостина для скота. Как и тысячу лет назад, общественный строй Афганистана — феодализм. У каждого феодала — своя маленькая, иногда глиняная крепость и своя маленькая армия. Оружие носят все, включая женщин и детей. А ну как у соседей случится неурожай, и придется защищать свои угодья. Или, наоборот, у означенного феодала случился неурожай, и придется отправиться к соседу. Ну или купец заезжий подвернется на дороге. В общем, второе основное занятие населения Афганистана — война.

Про историю

На протяжении всей своей истории Афганистан два раза был независимым государством, и оба раза достаточно недолго. Все остальное время он входил в состав разнообразных империй: от империи Александра Великого до империи Британской. Афганистан последовательно завоевывали: македонцы, персы, узбеки и англичане.

Зачем завоевывать страну, в которой по ряду причин, изложенных выше, завоевывать нечего? Надо понимать: не все народы и нации, окружающие Афганистан, похожи на афганцев. Некоторым удалось сплотиться, другим удалось цивилизоваться. С развитием средств производства у соседей начинает развиваться торговля. Торговля подразумевает наличие торговых путей. Торговые пути прокладываются по кратчайшим маршрутам. Иногда кратчайший путь из страны в страну лежит через Афганистан.

Вот как это бывает. Едут купцы с товаром по дорогам Афганистана, товару много всякого, и что ни товар, то для местных жителей — дефицит. Что надо сделать вооруженному феодалу при виде такого каравана? Ясно как день — товар надо отнять, в случае если купцы окажут сопротивление — убить. А не окажут — в рабство продать. Кругом сплошная польза от таких караванов. Раз пропал караван, два пропал караван, а на третий приходили разбираться соседи.

1440066161

Ну и вообще, народы, которым удавалось придумать организованную армию, постоянно стремились отправиться в завоевательный поход. Когда на пути завоевателей лежал Афганистан, его приходилось завоевывать, а потом двигаться дальше.

Например, в начале XVI века хан Золотой Орды Шейбани злостно оттеснил узбекского правителя Бабура в Афганистан. Бабур со своими войсками быстро объяснил афганцам, кто в доме хозяин, и воцарился в Кабуле. Однако в Кабуле ему быстро наскучило, и тогда он пошел в Индию, всех там победил и основал династию Великих Моголов.

Сам Афганистан, завоевательные войны вел крайне редко. Успешно — ровно один раз, во второй половине XIX века. Примечательно, что эта кампания, которую вел эмир Абдур-Рахман, велась в то время, когда сам Афганистан был британской колонией, фактически частью Индии. Тут надо сказать, что в это самое время другая империя, Российская, активно усиливала свое влияние в Средней Азии. Что почему-то решительно не нравилось империи Британской. Наверное, потому что от Средней Азии до Индии — богатейшей колонии британской короны — рукой подать. Видимо, поэтому завоевательные походы афганцев велись строго в северном направлении: воевали с таджиками, узбеками и туркменами.

В результате военной кампании Абдур-Рахмана к 1895 году оформляется территория современного Афганистана. Это изменяет национальный состав Афганистана, где пуштуны (афганцы) теперь составляют не более 50 % населения. Теперь, стало быть, пуштунам надо было не только промеж себя дела решать, но и с остальными разбираться.

Самое интересное — для нас — в истории Афганистана начинается в 1837 году. В этот год в Кабул прибыл русский поручик Виткевич. Британцы прозрачно намекнули Кабулу — отношения с русскими надо бы заморозить. Афганцы не послушались. Англичане в ответ на это без раздумий ввели в Афганистан войска и без проволочек страну захватили.

После чего посадили на престол своего ставленника — Шуджа-шаха, войска с территории страны вывели и на том успокоились.

Не прошло и двух лет, 2 ноября 1841 года недовольные шахом афганцы устроили в Кабуле резню. В числе прочих зарезали британского посла Бернса. Британцы с ответными мерами медлили. Афганцы, расценив это как проявление слабости, стали резать подданных ее величества в других частях страны. 30 декабря 1841 года до британцев дошло: если немедленно не эвакуироваться — убьют всех. Попытались договориться с вождями афганских племен: племена получают выкуп, англичане без помех уходят в Индию. По обычаю, переговоры начались с того, что английского парламентера убили, а его отрезанную голову носили по улицам Кабула, вероятно, как знак воинской доблести.

Несмотря на столь яркое начало, стороны пришли к полюбовному соглашению: в январе 1842 года англичане и индийцы выступили в направлении Джелалабада. Умение афганцев соблюдать достигнутые договоренности смогли оценить немногие. Из вошедших в горы солдат (около 4 тысяч) выжило 750 человек. Из гражданских (примерно 12 тысяч, в том числе женщины и дети) выжило не более трети. Причем солдаты не были разбиты в открытом бою, их просто убивали из засад на всем пути следования колонны.

Вот фрагмент красочного описания этого эпизода из книги Питера Хопкирка, которая, кстати, называется вот так: «Большая игра против России: Азиатский синдром»:

«Тем утром мы миновали ущелье Хард-Кабул, где потеряли множество людей и имущества, — сделал доктор Брайдон мрачную запись в дневнике, восстановленном по памяти в Джалалабаде. — Высоты были заняты врагом, который непрерывно вел огонь по нашей колонне. Было много убитых… и еще больше раненых». К тому времени, как основная часть колонны достигла выхода из ущелья, а множество полуобмороженных еще тянулись по нему, туземцы совершили не меньше тринадцати вылазок, убивая отставших. В тот день в ущелье осталось приблизительно 3000 погибших, включая множество женщин и детей. Драгоценную одежду с их окоченевших трупов срывали и друзья, и враги…»

1440066214

Повешенные министры.

После такого британцам на время пришлось сбросить с себя нелегкое "бремя белого человека» и начать разговаривать с афганцами на их языке. Через восемь месяцев, 16 сентября, две английские дивизии взяли, что характерно, без боя Кабул. Оттуда в окрестности были посланы карательные экспедиции. Англичане действовали примерно так (тот же автор, то же произведение):

«Рассказывают, что в одном селении вырезали всех мужчин, достигших половой зрелости, женщин изнасиловали, некоторых убили. «Вопли и мольбы не помогали, — вспоминал один молодой офицер, — единственным ответом были суровые приговоры. Поднимались стволы ружей, щелкали курки, и те, кто сразу падал замертво, еще счастливо отделывались». Потрясенный увиденным, он написал, что часть их солдат ненамного лучше наемных убийц. Армейский священник, присутствовавший при взятии одного кишлака, откуда уже после капитуляции открыли огонь по англичанам, говорил, что немногие священнослужители становились свидетелями подобных сцен…»

Решив, что урок хороших манер преподан, британцы опять вывели войска. Это, конечно, не означало, что после вывода войск Афганистан мог проводить самостоятельную, независимую от мнения подданных ее величества, политику.

Прошло 40 лет. В 1878 году Россия вступила в очередную войну с Турцией. И сделала это настолько лихо, что в том же году русская армия стояла у стен Константинополя. Британии это опять очень не понравилось. Желая отвлечь англичан от проблем европейских, русские решили обозначить активность в Азии. Расквартированные в Туркестане русские полки тремя колоннами выдвинулись на Чарджуй, Балх и Читал. А в Кабул отправилась миссия, которую возглавлял генерал Столетов. Эмир Шир-Али-хан принял посла доброй воли 17 июля 1878 года и, по его же словам, «отдал ключ от Индии в руки России».

Поразительная щедрость. Больше, правда, похожая на расчет отомстить англичанам руками русских солдат. Или короткая память. Грамотность у афганцев и сегодня не в почете, всего лишь 40% мужчин и 15% женщин умеют писать. Нетрудно догадаться, что в те далекие времена эти цифры были несколько иными — поэтому, видимо, письменных источников о событиях полувековой давности не осталось. Ну а передаваемые от поколения к поколению устные предания запросто могли превратиться в историю о том, как гордые и воинственные афганцы изгнали английских захватчиков с родной земли.

Как бы то ни было, Столетов в ответ на щедрость пообещал эмиру военную и материальную поддержку и посоветовал британское посольство в страну не пущать.

Эмир совету последовал. Так началась вторая англо-афганская война. Закончилась она так же быстро, как и первая. Подписанием договора, согласно которому Афганистан переходил под протекторат британской короны.

Спустя три десятилетия был зафиксирован первый случай военного столкновения русских и афганских войск. В марте 1885 года эмир Абдур-Рахман, вдохновленный своими успехами в Туркменистане, решил проверить силу русского оружия. В марте 1885 года ему это удалось. Афганская и русская армии встретились в районе Кушки. Русскими (1800 бойцов и 4 орудия) командовал генерал Комаров. Афганцев было 4700, орудий у них было восемь.

Афганцев убили около тысячи. Бросив все орудия, горцы тактически отступили. Потери русских составили: 9 человек убитыми и 45 ранеными. С тех пор эмир Абдур-Рахман с русскими дружил. Следующий любопытный случай в истории взаимоотношений Афганистана и России произошел в 1918 году. Правда, это была уже другая Россия. Советская.

>>Вернуться назад<<