Виртуальный музей
Афганской войны 1979-1989 гг.
Главная Афганистан 1365г. СССР 1979-1989гг. РСВА создание Книга памяти Памяти павших Во имя живых Наше творчество Вооружение Партнеры Контакты Книга посещений
Горячее небо Афгана
Возле вертолёта Ми-8Т у музея-диорамы собрались те, кто в разное время служил в 17-м Марыйском отдельном пограничном авиаполку. Место сбора выбрано не случайно. Восемь лет назад по инициативе группы ветеранов-пограничников и Управления культуры города вертолёт со снятым вооружением был доставлен из Ставропольского края в Воронеж. Самое активное участие в подготовке и установке Ми-8Т приняли ветераны-авиаторы.

Да и сейчас, как рассказал генерал-майор в отставке Олег Будкин, который инициировал встречу однополчан, они «шефствуют» над ним: периодически подкрашивают, проверяют крепление.

На войне как на войне
Отметины на фюзеляже красноречиво говорят о том, что винтокрылая машина участвовала в боевых действиях. А ветеранам она напоминает о службе в горячем небе Афгана. Олег Будкин начинал свою офицерскую службу строителем, а затем резко сменил специализацию. В ноябре 1981 года, после окончания Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А.В.Хрулёва, майор Будкин получит назначение заместителем по тылу в Мары, где на базе 4-й отдельной авиаэскадрильи был развёрнут 17-й отдельный авиационный пограничный полк. А это Туркмения. Граница с Афганистаном. Полк, соответственно ,находился в статусе постоянно воюющего. Занимаясь материально-техническим обеспечением авиаполка, личный состав которого участвовал во всех крупных операциях, проводимых на сопредельной стороне, майор Будкин столкнулся с ситуацией, которая выявила уязвимость советских вертолётов.

Эксплуатация винтокрылых машин в пустынной местности с сильно запылённой атмосферой и образованием песчаных вихрей при взлётах и посадках вертолётов на необорудованных площадках сопровождалась повышенным износом двигателей. В полной мере проблему решить не получилось, но снизить её остроту удалось после того, как Олег Будкин написал докладную записку начальнику Пограничных войск КГБ СССР генералу армии В.А.Матросову.

После пяти лет службы в «горячей точке» Олегу Петровичу довелось послужить в Прибалтике, на Украине – вплоть до самого распада СССР. После чего вновь пришлось вернуться в Прибалтику. А в апреле 1993 года полковника Олега Будкина направят в Отдельную оперативную группу Погранвойск РФ (позже переименованной в Западное региональное управление ФПС России), штаб которой располагался в городе Воронеже.

– Вместе с первым начальником группы генералом Павлом Ефимовичем Павленко обустраивали российско-украинскую границу, создавали организационно-штатную структуру. В 2006 году с должности заместителя командующего группой пограничных войск по тылу – начальника тыла Западной группы Пограничных войск РФ ушёл в запас. В общей сложности отслужил сорок лет, – рассказал генерал.

Так получилось, но со многими, с кем Олег Будкин прошёл Афган, пришлось служить в Западном управлении Пограничных войск. Одного из них, полковника в отставке Виктора Пикина, Олег Петрович попросил «допросить с пристрастием».

– Он у нас заслуженный во всех отношениях, – сказал генерал, знакомя меня с Виктором Николаевичем. – Заслуженный военный лётчик РФ, командир первой авиаэскадрильи, самой боевой и летающей. Именно ему довелось руководить спасательной операцией, когда разбился капитан Михаил Капустин, который родом из Богучарского района.

… После окончания Сызранского ВВАУЛ в 1979 году он служил во Владивостоке, а с мая 1981 года – в Республике Афганистан. Старший лётчикштурман, командир вертолёта Ми-8Т отдельного авиационного полка Пограничных войск КГБ СССР, – таков его короткий, но яркий путь в небе Афганистана, где совершил более 500 боевых вылетов.

Михаил Капустин погиб 6 августа 1984 года. Выполнив задачу по доставке личного состава и грузов в боевые порядки наземных пограничных подразделений, экипаж возвращался на базу ( г.Пяндж). В четырёх километрах северо-западнее афганского города Тулукан попали в зону интенсивного огневого воздействия. При совершении боевого манёвра на высоте 300 метров вертолёт Ми-8Т прямым попаданием ПЗРК был сбит.

– Услышав по рации от ведущего капитана Чуруты о том, что ведомый горит, сразу не поверил, поскольку они работали парой и в основном занимались доставкой грузов, личного состава, – вспоминал Виктор Пикин. – Но раздумывать было некогда. Когда прилетел на место падения вертолёта, то увидел груду металла, из-под которой с трудом извлекли тела погибших. Погрузили их ко мне в вертолёт, доставили погибших в Пяндж. Уже оттуда самолётом Ан-26 «грузом-200» отправили в Душанбе.

Михаил Капустин посмертно награждён орденом Красного Знамени, похоронен на кладбище в селе Терешково Богучарского района. Память о герое-пограничнике живёт среди его земляков. На здании школы, где учился Михаил, установлена мемориальная доска, создана комната боевой славы, посвящённая его службе в Пограничных войсках КГБ СССР. Не забывают своего боевого товарища и ветераны-пограничники. Они – желанные гости в школе.

Своих не бросали
У Виктора Пикина судьба неразрывно связана с авиацией. Он принимал участие в боевых действиях в Афганистане в составе авиаполка с 1982-го по1989 годы. Воевал в должностях командира звена вертолётов Ми-24, заместителя командира, а затем и командиром первой эскадрильи. В личном деле офицера Пикина записано: «…общий налёт более шести тысяч часов, имеет более 1500 боевых вылетов, уничтожил более 200 боевиков и подавил огнём бортового оружия семнадцать огневых точек противника. В ночь с 10 на 11 апреля 1986 года экипаж майора В. Пикина впервые в истории полка осуществил ночное бомбометание по обозначенной светящимися авиационными бомбами цели».

В полку неукоснительно следовали правилу: «Сам погибай, а товарища выручай!» Так было и 25 августа 1986 года.

Вертолётчиков вызвали на помощь десантникам, которые попали в засаду. Завязавшаяся перестрелка мешала движению нашего подразделения, нужна была помощь с воздуха. Вертушки вёл командир эскадрильи Виктор Пикин. Узкая теснина с крутыми скальными обрывами ограничивала возможность манёвра, поэтому пришлось атаковать поочередно. Воспользовавшись этим, душманы очередью из крупнокалиберного пулемёта подбили вертолёт старшего лейтенанта В. Стрельникова. Он пошёл на вынужденную посадку вблизи боевых порядков противника.

Попытки оставшихся двух экипажей спасти товарищей не увенчались успехом. Моджахеды усилили огонь из всех своих зенитных средств. Получив повреждения, вертолёты были вынуждены покинуть район боевых действий. Когда Пикин увидел, что вертолёт Стрельникова подбит, он, не задумываясь, устремился на выручку. Рискуя оказаться сбитым, командир эскадрильи продолжал снижаться, поставив паре боевых вертолётов задачу на прикрытие. Взрывы НУРСов заставили бандитов залечь. Виктор Пикин тут же посадил свой вертолёт рядом с подбитой машиной В.Стрельникова, забрал её экипаж и взлетел под ураганным огнём моджахедов.

За этот подвиг подполковник Виктор Пикин награждён орденом Красного Знамени.

Его бесстрашие, умение в сложных боевых условиях принимать верное решение ещё не раз будут отмечены командованием. Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие награды украшают парадный китель ветерана-авиатора.

Официально война в Афганистане закончилась 15 февраля 1989 года. Виктор Пикин со своими боевыми друзьями покинул его на следующий день, прикрывая отход 40-й армии.

В 1994 году подполковник Пикин получил назначение на должность начальника авиации Западной группы погранвойск.

– В Воронеже встретил своих однополчан. Все они сегодня здесь – Олег Будкин, Геннадий Ситнянтский, Дмитрий Зябухин. Он у нас в звании ефрейтора служил бортмехаником – воздушным стрелком вертолёта. После армии выучился, стал полковником, руководил Воронежской таможней. Я горжусь, что служил в пограничной авиации, – сказал в заключение Виктор Пикин.

В тот день у ветеранов-пограничников была возможность вновь вспомнить пережитое, боль и невзгоды, которые многих увели безвременно в мир иной. Беспощадное время ни у кого из них не стёрло из памяти ту чашу горя и трудностей, которую сполна пришлось испить в Афганистане.