Красноярская региональная организация
"Российский союз ветеранов Афганистана"
Главная РСВА создание Красноярское отделение РСВА Афганистан 1979-1989 Книга памяти Памяти павших Наша жизнь Наше творчество Архивные материалы Вооружение Партнеры Контакты Отзывы и предложения

Бронетранспортер "БТР-80" ГАЗ-5903

1440219759

Опыт боевого применения колесных бронированных машин в Афганистане заставил конструкторов в СССР заняться работами по созданию нового бронетранспортера БТР-80 ГАЗ-5903. Эта машина разрабатывалась конструкторским бюро Горьковского автозавода и была принята на вооружение в 1986 году. На ее конструкцию сильно повлиял прогресс в создании и совершенствовании советских грузовых автомобилей общего назначения.

Сложная, тяжелая в эксплуатации и пожароопасная двух двигательная карбюраторная силовая установка, используемая на БТР-60,70 была заменена на однодвигательную, дизельную. Сначала на БТР-80 установили дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с. Этот мотор был полностью унифицирован с двигателем одного из самых массовых военных и народнохозяйственных грузовых автомобилей. С 1993 года из-за пожара на заводе в Набережных Челнах на серийных машинах стали устанавливать менее мощный дизельный мотор ЯМЗ-238М2(240л.с.). Корпус машины при этом остался практически без изменений, за исключением того, что между второй и третьей парой колес появились более крупные боковые люки для посадки и высадки десанта.

Люки бронетранспортера БТР-80 стали двух-секционными, и открытая нижняя секция могла использоваться в качестве подножки. Согласно опыту действий в горах Афганистана, были значительно расширены сектора обстрела из стрелкового оружия десанта при ведении огня изнутри машины. Ходовая часть БТРа не претерпела никаких изменений, за исключением новых пулестойких шин, которые позволяют продолжать движение при выходе из строя двух колес. По сравнению с БТР-60 и ранними БТР-70 БТР-80 получил новую, усовершенствованную башню кругового вращения БПУ-1 с углом вертикального наведения основного вооружения до +60°.

Таким образом, теперь можно было вести огонь по воздушным целям. Вооружение БТР-80 осталось таким же, как у его предшественников: 14,5-мм пулемет КПВТ (боезапас - 500 патронов) и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКГ (2000 патронов). Башенный стрелок имеет усовершенствованный оптический прицел 1ПЗ-2. На задней стенке башни смонтированы шесть гранатометов для постановки дымовых завес. Радиостанция Р-123 заменена на более современную Р-163.

В дальнейшем в конструкцию бронетранспортера БТР-80 вносились и другие изменения, направленные на повышение, главным образом, огневой мощи машины и улучшение защищенности экипажа и десанта. В последние годы появились образцы с противокумулятивными экранами и комплектом навесной динамической защиты. За счет этого пытались устранить основной недостаток боевых колесных машин - сильную уязвимость от огня ручных противотанковых гранатометов и противотанковых ракетных комплексов.


Тактико-технические характеристики БТР-80

Колесная формула:

8x8

Экипаж (десант), чел.

2(8)

Боевая масса, т

13,6

Бронирование:
корпус
башня

8...10 мм,
7 мм

Вооружение

14,5-мм пулемет КПВТ, 7,62-мм пулемет ПКГ

Максимальная скорость, км/ч

90 (по шоссе), 9,5 (на плаву)

Длина, м

7,65

Ширина, м

2,90

Высота, м

2,45

Клиренс, мм

480

Запас хода по шоссе, км

600

Галерея